Портал о создании и поддержке комфортной среды обитания
Главная arrow Статьи arrow Территория отдыха. Максимальная нагрузка
21.09.2014 г.
Территория отдыха. Максимальная нагрузка Печать

ImageСледует отметить, что обострение экологических проблем, вызванное усилением антропогенного воздействия на рекреационные территории, особенно в крупных городах, неизбежно приводит к обострению проблем социально-экономического развития. В качестве инструмента оценки и регулирования использования рекреационных объектов может быть рекомендована процедура экологического аудита территории.

Методика определения природной рекреационной емкости территории

Абдуллина Д.Р., Мальцева Н.Н., к.э.н., Потравный И.М., д.э.н., профессор

Следует отметить, что обострение экологических проблем, вызванное усилением антропогенного воздействия на рекреационные территории, особенно в крупных городах, неизбежно приводит к обострению проблем социально-экономического развития. В качестве инструмента оценки и регулирования использования рекреационных объектов может быть рекомендована процедура экологического аудита территории. В настоящее время данная методика проходит практическую апробацию на прибрежных территориях Краснодарского края (Анапа,  Геленджик, Сочи) и на рекреационных объектах Северо-Восточного подрайона Республики Башкортостан.

В настоящее время осуществляются проекты по развитию особых экономических зон туристско-рекреационного типа: в Краснодарском, Ставропольском и Алтайском краях, Калининградской и Иркутской областях, Республиках Алтай и Бурятия. В ряде городов реализуются инвестиционные проекты по созданию соответствующей рекреационной инфраструктуры, строительству объектов, направленных на увеличение мощностей по приему отдыхающих, туристов, посетителей на те или иные объекты. С другой стороны, увеличение экономической активности на особо охраняемых природных территориях, в том числе - в национальных природных парках, где зачастую планируется осуществление рекреационной деятельности, сопряжено с возрастанием нагрузки на окружающую среду и требует принятия адекватных мер по оптимизации воздействия рекреационной и иной деятельности на природные комплексы.

Экологический фактор оказывает все более существенное влияние на развитие туристско-рекреационной деятельности. Необходимость оценки допустимой нагрузки на объекты рекреационного значения связана с реализацией в настоящее время ряда проектов и программ по развитию особых экономических зон туристско-рекреационного типа в рамках реализации закона РФ №116-ФЗ от 22.07.2005 года «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

В этой связи особую актуальность приобретают вопросы оценки допустимой рекреационной нагрузки на территорию, разработки инструментария по обоснованию и принятию управленческих решений с учетом экологической емкости территории. Особо это касается проектов, связанных с созданием рекреационных объектов в городах, на территориях природного комплекса и др. К примеру, в Москве указанные оценки имеют важное значение в связи с необходимостью гармонизации интересов экономики по развитию туристско-рекреационной деятельности и сохранения территорий природного комплекса, обеспечения благоприятного качества окружающей среды на урбанизированных территориях. Оценки рекреационной емкости территории очень важны при обосновании градостроительных решений и привлечения инвестиций в целом.

Как показывает опыт проектирования и строительства объектов олимпийского комплекса «Сочи-2014», такие оценки необходимы для минимизации негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, для управления эколого-экономическими рисками.

К примеру, к таким зонам постановлением Правительства РФ от 03.02.2007 года №70 «О создании на территории Краснодарского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» на территории Краснодарского края отнесены следующие рекреационные территории: Лазаревская (курорт Сочи), Архипо-Осиповская (курорт Геленджик), Джубгинская (курорт Туапсе), Витязевская (курорт Анапа). Между тем, по мнению специалистов, в ряде прибрежных территорий, например в районе курорта Анапа, имеющиеся допустимые возможности территории по приему отдыхающих уже существенно превышены, существующая экологическая инфраструктура (очистные сооружения, система утилизации бытового мусора и т.д.) не соответствует возросшим нагрузкам на природные рекреационные системы, что приводит к их деградации. В этих условиях для управления ситуацией предлагается даже установить своеобразный «шлагбаум» для неорганизованных посетителей.

С другой стороны, имеется ряд перспективных в рекреационном отношении территорий, которые уже на стадии обоснования управленческих, градостроительных решений, на стадии привлечения инвестиций пытаются разработать согласованные механизмы совместного, сбалансированного эколого-экономического развития, в том числе - по экологическому обустройству урбанизированных территорий, таких, к примеру, как  Москва и др.

Кроме того, имеются территории, привлекательные в рекреационном отношении для развития деятельности в сфере отдыха и туризма, которое должно сопровождаться принятием соответствующих природоохранных мер. Так, к примеру, Северо-Восточный подрайон Республики Башкортостан (Белокатайский, Дуванский, Кигинский, Мечетлинский, Салаватский административные районы) имеет значительный потенциал для развития рекреационной деятельности: историко-культурные (этнографические, археологические, религиозные) и природные достопримечательности (водные, бальнеологические, биологические, геологические). Особо охраняемые природные территории (ООПТ) здесь представлены государственными природными заказниками, памятниками природы, водоохранными зонами водоемов, занимающими 6,4% от общей площади подрайона. Это Карлыхановский зоологический заказник, Ариевские вишарники, гора Янган-Тау, источник Кургазак и др. Огромный потенциал для развития познавательного туризма заложен в объектах археологического наследия: стоянки эпохи неолита (пещеры скалы Сабакай), курганы и могильники ранних башкир IX - XIV веков, культурно-исторические центры - окрестности деревни Тикеево (родина национального героя Башкортостана), музеи Салавата Юлаева (с. Малаяз) и Рами Гарипова (с. Аркаулово) в Салаватском районе.

Развитию экотуризма способствует наличие крупных рек Ай и Юрюзань, пригодных для сплавов, которые отличаются рассеченностью рельефа берегов, скальными обнажениями и пещерами. От обычного туризма экотуризм отличается рядом особенностей и предусматривает посещение в основном охраняемых природных территорий, соблюдение определенных, довольно жестких правил поведения, что является важным условием успешного развития самой отрасли, а также экологическое просвещение посетителей, приобретение навыков грамотного поведения в природной среде, воспитание бережного к ней отношения. К числу положительных факторов развития экотуризма в подрайоне можно отнести широкое вовлечение в обслуживание туристов жителей национальных территорий, результатом чего явится создание новых рабочих мест, рост занятости за счет развития сопутствующей инфраструктуры, а следовательно, и повышение уровня благосостояния населения.

Очевидно, что каждая территория имеет свою экологическую емкость и допустимую экологическую нагрузку, зависящую от способности окружающей среды к ассимиляции вредных отходов и воспроизводству природных ресурсов, а также в значительной мере связанную с наличием эффективной природоохранной инфраструктуры. Поэтому оптимизация взаимодействия производственной и природной систем предполагает приведение в соответствие масштабов и форм хозяйствования с естественными возможностями территории. При сопоставлении емкости эколого-экономической системы с фактической экологической нагрузкой можно установить степень разбалансированности территории с позиции развития экономики, социальной сферы и деградации окружающей среды. Такое сопоставление позволяет в итоге разработать комплекс мероприятий по приведению в соответствие темпов развития эколого-экономической системы с ее экологической емкостью.

Рекреационная индустрия, с одной стороны, предъявляет высокие требования к качеству окружающей среды, с другой - с ней связаны большие антропогенные нагрузки на среду. На наш взгляд, можно выделить в отдельную категорию специфический вид ресурса - способность природных комплексов и ландшафтов выдерживать определенные антропогенные нагрузки.

Для оценки природной рекреационной емкости территории предлагается методика, которая базируется на комплексном учете ряда факторов, которые отражают степень охвата рекреационной территории сетями канализации, уровень оснащения территории системами сбора, хранения, транспортировки и утилизации ТБО, степень и период самовосстановления природной среды, а также уровень рекреационной освоенности территории, зависящий от уровня ее вовлечения в хозяйственный оборот.


В общем виде методика определения природной рекреационной емкости территории имеет следующий вид.

Максимум допустимых нагрузок на рекреационные территории, которые обычно рассчитываются на единицу площади и должны соответствовать природным рекреационным емкостям, определяются следующим образом:

Σт =М  нагрузка   k х f х g х j х q,
Sпл

     где Σт  - показатель природной рекреационной емкости территории, чел./га;

     М нагрузка - показатель максимальной нагрузки территории, связанный с влиянием антропогенного фактора (количество людей), чел.;

     Sпл - общая  площадь рассматриваемой  территории, га;

     k, f, g, j, q - система корректирующих поправочных коэффициентов, учитывающих степень развития экологической инфраструктуры и уровень освоенности рекреационной территории.

При этом при расчете нагрузки на рекреационные объекты предлагается учитывать не только число посетителей, отдыхающих с учетом фактора сезонности, но и жителей, проживающих на данной территории.

В общую площадь территории, на которую оказывается рекреационная нагрузка, включены, кроме особо охраняемых территорий, также земли, занятые сельхозпроизводством, жилой и рекреационной застройкой и др.

При расчете рекреационной емкости территории предлагается использовать ряд корректирующих коэффициентов, в том числе коэффициенты охвата рекреационной территории сетями канализации, системой сбора, хранения,  транспортировки и утилизации ТБО, коэффициент, учитывающий степень влияния на особо охраняемую территорию, зависящий от категории уязвимости и статуса данной территории (заповедник, национальный парк, курортно-оздоровительная местность и др.), коэффициент самовосстановления природной среды,  зависящий от  временного периода самовосстановления и степени самовосстановления (высокая, средняя, низкая), а также коэффициент рекреационной освоенности территории, зависящий от уровня ее вовлечения в хозяйственный оборот.

Для определения оптимальной природной рекреационной емкости территории предлагается использовать усредненный показатель, который рассчитываем по формуле:

Σопт.т =Σ  макс. т ,
Σ мин. т

            где Σмакс.  -  максимальная природная рекреационная емкость территории, чел./га;

            Σ мин.т - минимальная  природная рекреационная емкость территории, чел./га;

На основе анализа функционирования отдельных рекреационных территорий и объектов, применения аналитического и экспертного подходов могут быть установлены количественные значения корректирующих коэффициентов для расчета природной рекреационной емкости территории. К примеру, коэффициент охвата рекреационной территории сетями канализации (k) принимается в зависимости от охвата централизованными сетями канализации в процентном отношении от общей  рекреационной  площади, он варьирует в интервале от 0,1 до 1,0.

Коэффициент охвата рекреационной территории сетями канализации определяется по следующей формуле:

k =Sканализованная х  100%,
S общая 

     где Sобщая   - общая  площадь рекреационной  территории, га;

     S канализованая - площадь рекреационной территории, охваченная централизованными системами канализования, га.

Аналогично рассчитывается коэффициент охвата рекреационной территории системой сбора, хранения, транспортировки и утилизации твердых бытовых отходов (f). Значения данного коэффициента также варьируют в пределах от 0,1 до 1,0.

В расчетах следует также особо учитывать степень влияния на особо охраняемую территорию (g) в зависимости от уязвимости и статуса данной территории.

Данный коэффициент, учитывающий степень влияния на особо охраняемую  территорию, также зависит от степени уязвимости и статуса  особо охраняемой  территории и определяется по формуле

g = gу х gс ,

где gу - коэффициент уязвимости территории.

При этом предлагаются следующие значения данного коэффициента в зависимости от категории особо охраняемых природных территорий, составляющих, например, территории природного комплекса города, а также учитывающих статус данных территорий.

Таблица 1

Определение коэффициента уязвимости территории в зависимости от категории особо охраняемой природной территории


п/п

Категория особо охраняемой  территории

Применяемый коэффициент уязвимости территории,  gу

1.

Заповедник

5

2.

Национальный  парк

2,5

3.

Заказник

0,9

4.

Памятник природы

0,8

5.

Курортно-оздоровительные местности и курорты

0,7

6.

ПЗП водоохранной зоны водного объекта

0,5

7.

Зоны горно-санитарной охраны источников

0,3

Коэффициент, применяемый в зависимости от статуса особо охраняемой  территории (gс), приведен в табл. 2.

Таблица 2

Определение коэффициента, учитывающего статус особо охраняемой природной территории


п/п

Статус особо охраняемой  территории

Применяемый коэффициент уязвимости территории,  gу

1.

Особо охраняемая территория федерального значения

25

2.

Особо охраняемая территория регионального значения

15

3.

Особо охраняемая территория местного  значения

5

С целью корректировки рекреационной нагрузки на окружающую среду предлагается учитывать также коэффициент восстановления природной среды, который зависит от срока  (от 1 до 10 лет)  и уровня ее самовосстановления (низкий, средний, высокий). Данный коэффициент колеблется в диапазоне от 0,1 до 1,5. Кроме того, в расчетах следует учитывать также коэффициент рекреационной освоенности территории (q). Данный коэффициент зависит от доли вовлечения  территории в хозяйственный оборот.


В качестве примера рассмотрим определение рекреационной емкости отдельных объектов на территории Краснодарского края.

Постановлением главы администрации Краснодарского края №116 от 03.03.94 года «Об утверждении положения о заказнике регионального значения «Большой Утриш» на общей площади 5 тысяч 112 гектаров создан ландшафтный заказник регионального значения. Площадь заказника составляет: суша - 2 тысячи 582 гектара;  водная поверхность - 2 тысячи 530 гектаров, куда вошла 2-километровая зона водопользования  в целях рекреации. Площадь заказника, расположенная на суше, включает в себя территорию лесного фонда - 2 тысячи 555 гектаров, из них арендованная - 7 гектаров, посещаемая (подверженная рекреационной нагрузке) - 200 гектаров; территорию сторонних землепользователей: НМБЭЦ «Большой Утриш» - 11 гектаров; ООО «Дружба» (бывший рыбколхоз) - 12 гектаров; поселок Большой Утриш - 3 гектара; прочие - 1 гектар. Таким образом, общая площадь рассматриваемой территории составляет 234 гектара (Sпл = 200   + 7 + 11 + 12 + 3 + 1, итого 234 гектара).

 По данным Супсехского казачьего общества, осуществляющего регулирование въезда на территорию заказника, за 2006 - 2007 годы количество постоянно проживающего на территории местного населения - 200 человек; обслуживающий персонал, постоянно находящийся на территории, - 500 человек; количество туристов, посещающих заказник в летний период, - 1,5 миллиона человек; количество туристов, посещающих заказник в зимний период, - 2 тысячи человек; количество туристов, посещающих заказник в  период межсезонья - 600 тыс. человек.

Следовательно, максимальная (фактическая) нагрузка на территорию составляет 525 тысячи 550 человек:

Image

Коэффициент охвата  рекреационной территории сетями канализации (k) принимается в соответствии с табличными коэффициентами и принимается 0,1;

Данный коэффициент рассчитывается следующим образом:

Image

Коэффициент охвата  рекреационной территории  системой сбора, хранения, транспортировки и утилизации ТБО (f) составляет менее 10%, следовательно, принимается за 0,1:

Image

В заказнике «Большой Утриш» существует следующая система сбора ТБО: постоянной уборке подлежат только урбанизированные территории на площади 34 гектара, лесной фонд убирается разово по окончании курортного сезона.

Коэффициент, учитывающий категорию влияния на особо охраняемую территорию (g), зависящий от степени уязвимости и статуса особо охраняемой территории, для заказника «Большой Утриш» рассчитывается следующим образом:

Image

Коэффициент самовосстановления природной среды (j) принимается за 0,3,  исходя из  срока самовосстановления природной среды - 3 года, уровень самовосстановления - низкий. Коэффициент рекреационной освоенности территории (q), зависящий от процента вовлечения  территории в хозяйственный обороти,  в соответствии с таблицей равняется 0,4.

Image

Таким образом, максимальная фактическая природная рекреационная емкость территории заказника «Большой Утриш» составляет:

Image

Расчет минимальной природной рекреационной емкости данной территории, учитывая при этом только постоянно проживающее на территории население, составляет:

Image

Усредненный показатель природной рекреационной емкости территории заказника соответственно составит:

Image

 

Следует отметить, что обострение экологических проблем, вызванное усилением антропогенного воздействия на рекреационные территории, особенно в крупных городах, неизбежно приводит к обострению проблем социально-экономического развития. В качестве инструмента оценки и регулирования использования рекреационных объектов может быть рекомендована процедура экологического аудита территории. В настоящее время данная методика проходит практическую апробацию на прибрежных территориях Краснодарского края (Анапа,  Геленджик, Сочи) и на рекреационных объектах Северо-Восточного подрайона Республики Башкортостан.

 

Сведения об авторах:

1. Абдуллина Диляфруз Рафиковна, Башкирский государственный университет, г. Уфа, специалист по регионалистике и урбоэкологии. E-mail: a-di@mail.ru Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script ;

2. Мальцева Наталья Николаевна, кандидат экономических наук, заместитель начальника Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю;

3. Потравный Иван Михайлович, доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики и управления городским строительством Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, e-mail: ecoaudit@bk.ru Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script , тел. 8 916 540 83 21, тел. кафедры - 237 87 91.

  Вернуться